APlisetski (anna_plisetski) wrote,
APlisetski
anna_plisetski

Страна, которой нет

10 февраля 1920 года из Ялты в Константинополь отправлялся корабль...




Когда закончилась Россия (продолжение)

Те, кто успели спастись...

Кинофабрика, основанная Иосифом Ермольевым всего пять лет назад, процветала. Товарищество Ермольева выпустило около 120 картин. Быстрый взлёт прервал декрет Ленина о национализации кинопромышленности, подписанный им 27 августа 1919 года.

10 февраля 1920 года из Ялты в Константинополь отправлялся корабль, увозя от кошмара революции и полного хаоса компанию Ермольева с актерами, среди которых были  Наталья Лисенко, Зоя Карабанова (Мара Крэг), Иван Мозжухин, Яков Протазанов и Николай Римский (Nikolas Rimsky).

Уже в августе 1920 года Ермольев учредил акционерное общество «La Société Ermolieff-Cinéma» - «Русское кинематографическое общество И. Н. Ермольева и Ко.», с уставным капиталом в размере миллиона франков, сохранив за собой 70 % акций, и выпустил около 40 фильмов. Часть плёнок Ермольев взял с собой, в спешке оставленные в России плёнки конечно же были уничтожены "революционерами". 
И. Н. Ермольев строго придерживается литературного выбора, не гоняясь за модными, так называемыми „американскими“ фильмами с трюками, детективами и тому подобным -  писала газета «Общее дело», Париж. 5 февраля 1921.

«Летопись русского кинематографа за рубежом»

10 февраля 1920: 
Продюсер Иосиф Ермольев эвакуировался из Ялты в Константинополь вместе с ведущими сотрудниками своей труппы. - New York University. Tamiment Library. Jay Leyda`s Collection. Box 9. Folder on Russian and Soviet cinema; Арлазоров, 81 (М. Протазанов. М., Искусство. 1973)

20 марта 1920: Константинополь. Открытие «Русско-Американского Синематографа/Cinema Russo-Americain» для показа «кинокартин из русской жизни, известнейших шедевров русской литературы и искусства». Репертуар кинотеатра составили постановки фирмы Иосифа Ермольева предшествовавших лет. - Русское Эхо. Константинополь. 

1920, 20 марта: Марсель. Иосиф Ермольев вместе с группой кинематографистов (Наталья Лисенко, Зоя Карабанова, Иван Мозжухин, Яков Протазанов, Александр Волков, Николай Римский, Александр Лошаков, Эдуард Гош, оператор Тринкел, А.Д.Воздвиженский, Николай Рудаков, Федот Бургасов, балерина Болдырева - всего около 20 человек) прибыли на пароходе из Константинополя через Бизерту (Тунис) во Францию. В начале мая ее участники переехали в Париж, одновременно занимаясь досъемкой и пересъемкой постановок, начатых в Ялте и Константинополе.Последние Новости. Париж.

Анонс: 12 апреля, Константинополь. Начало показов в «Русско-Американском Синематографе» фильма «Тайна королевы» режиссёра Якова Протазанова с участием Ивана Мозжухина, Натальи Лисенко, Николая Римского, снятого в Ялте. «Если до сего дня в создании психологических картин кинематографом была достигнута полная или почти полная победа, то настоящий картиной кинематографом достигнута та вершина, до которой он никогда не поднимался». - Русское Эхо. Константинополь. 1920, 11 апреля

Май. Париж. Иосиф Ермольев образовал компанию Ermolieff-Cinema. Главным пайщиком предприятия стал Александр Каменка.

Флоренция. «Большое предприятие затевает специально по кинематографической части инженер [Роберт] Перский, который уже привлек к сотрудничеству целую группу выдающихся русских драматических артистов из числа беженцев,
ютящихся сейчас в Константинополе». Первая постановка - фильм под режиссурой и с участием актрисы Татьяны Павловой
. -  Последние Новости. Париж. 1920, 30 мая
Варшава. Из советской России в Польшу нелегально перебрались актеры I Студии МХТ Николай Колин и Рышард Болеславский.Время. Берлин. 1920, 24 мая

Берлин. Открытие акционерного о-ва Rossija-Film (в дальнейшем переименовано в Russo-Film) с капиталом в 2 млн марок (руководитель Шварц, художественный руководитель Зигмунт Веселовский, художник-постановщик Р.Шнейдер). Первая постановка - фильм «Кара»/Das Opter der Clavdija Nikolajevna» по сценарию Александра Вознесенского с участием А.Потоцкой, Голубя, Борисова, Эверта, Баянова, Далматова, Шумского, а также немецких актеров Шрота, Э.Вагнера и
Лангера
. - «Славянская Заря». Прага, 1920, 23 апреля; Русский Эмигрант. Берлин, 1920, № 1. Вр. 1920, 30 августа; Театр и Жизнь. Берлин, 1921, № 3 (ноябрь).

Берлин. «Крупнейшая американская фирма снимает сцены из жизни и быта русских беженцев для демонстрации на благотворительных вечерах». - Время. Берлин. 1920, 26 июля

Константинополь. Григорий Либкин организовал кинофирму с участием Веры Чаровой, А.Певцовой, Владимира Стрижевского, Георгия АзагароваПоследние Новости. Париж. 1920, 29 июля

Июнь-июль. Париж. Показы ермольевских фильмов «Пиковая дама» и «Отец Сергий» (из десяти негативов лучших фильмов фирмы, которые удалось эвакуировать при отъезде из Ялты). - Время. Берлин. 1920, 14 июня; Последние Новости. Париж. 1920, 23 июля

Ницца. Открытие съемочного ателье кинофирмы Б.Л.Камского и Н.В.Скрябина, перебравшихся туда из Италии. - Время. Симферополь. 1920, 23 июля

Вячеслав Туржанский и Наталия Кованько эвакуировались из Крыма в Грецию, затем переехали в Италию и далее – в Париж, где присоединились к компании Ermolieff-Cinema.

Конец сентября. Берлин. Режиссер Петр Чардынин начал работу в русском театре “Дом артиста”, одновременно занимаясь кинопостановками. «Между артистами Художественного Театра и крупнейшей кинематографической фирмой заключено соглашение. Артисты должны участвовать в съемочных картинах для экрана. Съемки предположены в Милане. Труппа получает за каждую картину 500000 франков. По условию, фирма «Прометей-Фильм» приняла на себя половину расходов на переезд труппы за границу. Труппе выдан аванс в несколько миллионов рублей. Книппер и Качалов появятся на экране впервые». Арлекин. Тифлис. 1920, № 1

Начало октября. Из Тифлиса в Батуми и далее – через Константинополь – в Париж и Милан выехала группа руководящих сотрудников о-ва «Икарус-Фильм». При отъезде участники предприятия объявили о начале съемок после Рождества в Милане и Париже фильмов«У жизни в лапах» с участием Ольги Книппер-Чеховой и Василием Качаловым и «Братья Карамазовы» с участием других актеров МХТ, гастролировавших в то время в Европе. Кроме того, весной следующего года планировались съемки фильмов «Демон» и «Хаджи-Мурат» в Грузии с актерами-«художественниками». - Понедельник. Тифлис. 1920, 1 ноября; Новости Дня. Тифлис. 1920, 30 октября; Ар. 1920, № 4

Октябрь. Париж. Учреждение «Товарищества П.Тиман и Ко.» (участники предприятия - братья А.А. и Г.А.Тарасовы, Г.П.Ушаков, П.С.Малафеев, И.А.Манташев и др.) с капиталом в 2,5 млн франков (вскоре переименовано в «Русское о-во Пауля Тимана», а затем – «Золотая серия» П.Тимана. В артистическую труппу вошли Варвара Янова, Зоя Карабанова, Николай Колин, Николай Римский.Последние Новости. Париж. 1920, 27 октября, 11 ноября; Общее Дело. Париж. 1920, 18 ноября

Покинувший Россию “в последнюю эвакуацию Крыма”, Александр Ханжонков приехал в Константинополь, где открыл прокатную контору и демонстрировал на местных экранах постановки своей фирмы прошлых лет. - Жизнь и искусство. Константинополь, 1921, 13 февраля
Теодор Рейнгардт приобрел кинотеатр в Берлине. - Время. Берлин. 1920, 22 ноября

Ольга Гзовская и Владимир Гайдаров, выехавшие из советской России на Запад, сделали остановку в Ревеле (Таллинн), где сразу же получили предложения о съемках от шведских и американских кинофирм. По воспоминаниям актера, это
были студии UFA и Fox.


Начало февраля. Париж. «Русское кинематографическое общество И.Н.Ермольева и Ко. на днях выпускает несколько новых фильм собственного производства, а именно: “Amor et lex” с г-жой Лисенко и г. Мозжухиным в заглавных ролях; “La pocharde” в двенадцати сериях, по французскому роману Жюля Мари, с участием г-жи Форзан и г.Волкова; “Цена счастья” с г-жой Карабановой и г.Римским; и “Денщик (Ordonance)” по Мопассану, при участии артистов Кованько, Colas, Huber.
И.Н.Ермольев, самый крупный русский кинематографический фабрикант, бежавший из Москвы от прелестей “совдепского рая”, является за границей пионером русского кинематографического искусства. Свою деятельность здесь, в Париже, он начал в мае месяце прошлого года, а в августе образовал уже акционерное общество для изготовления фильм, для чего им был заарендован павильон бр.Пате в Montreuill`е, в окрестностях Парижа. Отлично учитывая настроения кинематографического рынка, И.Н.Ермольев главной своей задачей поставил интернационализирование ленты, и в этом отношении достиг за сравнительно короткое время самых блестящих результатов. Ему посчастливилось собрать лучшие русские артистические силы (г-жи Лисенко, Кованько, Карабанова, гг. Мозжухин, Волков, Римский и др.), а также удалось привлечь несколько известных французских кинематографических исполнителей. В смысле репертуара И.Н.Ермольев строго придерживается литературного выбора, не гоняясь за модными, так называемыми “американскими” фильмами с трюками, детективами и тому подобным. По мнению И.Н.Ермольева, вся русские начинания в области кинематографии должны в конечном итоге дать самые хорошие результаты, потому что русские артисты и художники и теперь уже начинают занимать выдающееся место в кинематографии всех стран». - Общее Дело. Париж. 1921, 5 февраля

Начало декабря. Берлин. 
Балерина Вера Каралли приглашена на съемки в фильмах компании Maxim-Film. - Руль. Берлин. 1920, 30 ноября.

Март. Александр Ханжонков переехал в Вену и открыл там киностудию для съемок фильмов на русские сюжеты. В его труппу вошли Петр Баратов, Леонид Гранский, Аркадий Бойтлер -  1921, 7 апреля

2 апреля. Париж. Благотворительный сеанс в кинотеатре «Колизей» в пользу русских беженцев с показом фильма «Русская трагедия», снятого в Ростове-на-Дону. Картина изобилует «драматическими моментами, иллюстрирующими красный террор. К сожалению, в картине чувствуется излишняя нарочитость и чрезмерная тенденциозность». - ПН. 1921, 26 марта, 6 апреля. Харбин. Реклама фильма «Великосветский скиталец» с участием Анны Сталь, Леонтьева и Чернова в кинотеатре «Ориант»: «Кто соскучился по родной Москве? Кто хочет испытать радостное волнение? Тот должен непременно посмотреть нашу Матушку Москву в ее Зимнем уборе. Вы увидите все знакомые и родные места». - С. 1921, 2 апреля 1921

Париж. «Одной из крупнейших немецких фирм офицером бывшей добровольческой армии доставлена с большой трудностью привезенная с юга России кинематографическая картина, составленная из отрывков лент, снятых большевиками, а позднее белыми, и относящаяся ко времени владычества красных на Украине в 1919 году и к приходу деникинцев. Между прочим, в ней находятся следующие снимки, снятые красными, - Троцкий и Подвойский делают смотр красной армии, Раковский и Коллонтай, призывающие рабочих стать на защиту власти Совдепии; матрос Дыбенко, Феликс Кон - “президент польской республики”, заготовленный заранее большевиками; снимки произведенные белыми - дом, где заседала Губчека и ВУЧК; сад, в котором было расстреляно 127 человек за день до прихода белой армии, дом, выстроенный по всем требованиям техники для убоя людей. Пол снабжен специальным желобком для стока крови». - Общее Дело. Париж. 1921, 10 августа; Р. 1921, 11 августа

Из России за границу уехал актер МХТ Григорий Хмара (1886-1970) – «один из наиболее глубоких и изысканных исполнителей в психологическом репертуаре русского экрана». - Экран. М., 1921, № 2

Париж. Открытие кинематографических предприятий с участием русских эмигрантов: Comptoir International de Films et appareils Cinematographique WostokFilm (кн. Оболенский и Шассен), учебная студия «Киносценарий» Михаила
Хапсаева, а также Des Cinemas “Elite”
. - Справочник русских учреждений, лиц и торгово-промышленных предприятий в Париже.  1921

12 марта. Париж. Большой костюмированный бал в зале отеля Claridge на Елисейских Полях, организованный Союзом русских литераторов и журналистов во Франции. В программе: «Конкурс мод через 100 лет» - «все участники конкурса будут сняты кинематографом». - Последние Новости. Париж. 1922, 18 февраля

Париж. Иосиф Ермольев передал дела о-ва Ermolieff-Cinema Александру Каменке и Ною Блоху и переехал в Германию. На основе оставленного им предприятия компаньонами было образовано Societe Albatros. « “Альбатрос” явился оазисом
русской кинематографии за границей. По одиночке в него вливались покинувшие Россию Туржанский, Н.Кованько, Н.Ф.Колин и лучшие русские операторы - Топорков, Рудаков и Бургасов. Артисты и режиссеры жили почти впроголодь. Ни один из высоких окладов не доходил до тысячи франков, т.е. по современному курсу - до 40 долларов месяц».


Берлин. Организация Союза деятелей русской кинематографии в Германии для «охраны достоинства и интересов русского искусства в области театра и кинематографии», в состав которого вошли Павел Антик, Владимир Венгеров,
Дмитрий Харитонов, Арнольд и Михаил Быстрицкие, Д.И.Гуревич, Карл Филипп, А.В.Квартиров, Юлиус Вахтель и др. Почетными членами Союза были избраны Иосиф Ермольев и Александр Ханжонков. Заседания этого объединения
происходили по вторникам и четвергам в кафе Landgraf.
-  1922, 6 мая; 17 мая, 30 мая

Париж. Выпуск 12-серийного фильма «Дикарка/La Fille sauvage» (реж. Анри Этьеван) с участием Натальи Лисенко, Николая Римского, Вячеслава Туржанского, Волконской и др. Пр-во Ermolieff-Cinema. - Borger, 33; Борджер, 655

Нью-Йорк. Для организации гастролей Камерного театра в США приехал Михаил Визаров (1892-1951). После того, как этот проект не осуществился, он остался в США и с 1924 г. работал в Голливуде, где снялся почти в 100 фильмах,
специализируясь, преимущественно, в амплуа «латинских» злодеев у режиссеров Фридриха-Вильгельма Мурнау, Льюиса Майлстоуна, Рубена Мамуляна, Джозефа фон Штернберга, Эрнста Любича, Джорджа Цукора
Новое Русское Слово. Нью-Йорк. 1922, 11 июля

Берлин. Союз русских сценических деятелей в Германии, насчитывающий 360 членов – артистов драмы, оперы, оперетты, кинематографа и т.д. провел их перерегистрацию по специальностям. С 1-го июля при союзе открылось бюро труда для оказания помощи безработным членам союза. «Предоставляя труд, бюро берет 3 процента с работодателя и 3 процента удерживает из заработка. Многие члены союза независимо от специальности работают в кинематографе. Бюро Союза переведено в кафе «Ландграф» (Курфюрстштрассе, 75. Прием ежедневно с 6 до 8 часов вечера».

Нью-Йорк. «А.О.Дранков подписал соглашение с фирмой «Акра» и приступает вскоре к постоянному выпуску на американский рынок русских картин и отправке в Сов[етскую] Россию американских фильм. Кроме того, намечено особое применение кинематографа, который будет специально обслуживать нужды русской колонии». - Новое Русское Слово. Нью-Йорк. 1923, 8 декабря

После триумфа дягилевских сезонов Михаил Фокин переезжает в Стокгольм, где ставит "Петрушку", затем в Нью-Йорк, там он открывает школу. Самый великолепный романтик балета, Фокин оставил на сцене Мариинского театра Шопениану и Эрос.

С 1921 года Фёдор Шаляпин гастролирует по штатам Америки, иногда передавая  часть сборов в помощь русским иммигрантам, затем гастролирует по Манчжурии, а на Родине его лишают звания.

Верными поклонниками Михаила Чехова на Западе были русские эмигранты. Ко времени переезда его в Америку там уже давно (с 1919 года) жил композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Он взял Чехова под свое покровительство. Известно, что Рахманинов был среди меценатов, поддерживавших материально Театр М. Чехова в Париже.

В декабре 1921 года Василий Кандинский выехал в Берлин для организации отделения советской Академия художественных наук, и участвовал в первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся. Но в 1933 году переехал в Париж и получил всемирное признание.

 Игорь Стравинский по предложению Дягилева написал три балета «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913), затем пишет музыку к балету «Пульчинелла» (1920), в Россию он больше не вернулся, его окружали интересные музыканты, Эрик Сати... Вскоре состоялись премьеры его оперы «Мавра» (1922), танцевальной кантаты (балета с пением) «Свадебка» (1923) и оперы-оратории «Царь Эдип» (1927).

Фёдор Коммисаржевский переехал в 1919 году в Лондон, где преподавал в Королевской академии драматического искусства и работал с Джоном Гилгудом, Чарльзом Лоутоном, Кристофером Пламмером и Пегги Эшкрофт, на которой и женился.
В 1925 году он открыл в Париже свой маленький театр «L’Arc-en-Ciel» и встретил дорогую сердцу труппу «Le Théâtre de la Chauve-Souris». В Москве это был первый театр миниатюр «Летучая мышь», в котором работала постоянная труппа под руководством остроумного Никиты Балиева и тонкого мецената Николая Тарасова, а знаменитые актёры Художественного театра проводили в мистическом подвале вечера.
 * Борджер - Хронология русского кинематографа во Франции. Сост. Ленни Боргер //L`Emigration Russe. Chronique de la Vie Scientifique, Culturelle et Sociale 1920-1940 /Русское Зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920-1940. Франция. Том 4. Под общей ред. Л.Мнухина. YMCA-Press, Paris – ЭКСМО.М., 1997
 
**
Оставшихся в России (СССР) ждали репрессии, унижения и гонения.
Леонид Оболенский окончил курс Льва Кулешова и работал В. Э. Мейерхольдом и Сергеем Эйзенштейном, а затем стажировался у Джозефа фон Штернберга. Впервые был арестован в 1938 году. И в 1945 году его арестовали и осудили за то, что был в плену и его совершенно больного приютили в монастыре под Бендерами, где он постригся в монахи под именем Лаврентий. За свои «контрреволюционные действия» заключённый Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем жил на поселении в Минусинске, лишь в 1956 году, не имея права на жительство в Москве, был направлен в Свердловск для работы на киностудии.

Его сокурсница Ра Мессерер провела три года в АЛЖИРе,  её муж был расстрелян, а его брат Израиль (Лестер) прекрасно провёл эти годы в Америке.

Отца знаменитой Зои из фильма «Подруги» арестовали, актриса Зоя Фёдорова должна была скрывать имя настоящего отца своей дочери дипломата Джексона Тейта, однако получила жесточайший срок: после заключения на Лубянке и Лефортовской тюрьме, её приговорили за «шпионаж» к 25 годам лагерей усиленного режима, с заменой на заключение во Владимирской тюрьме, конфискации имущества и ссылке для всей семьи. Сестра Зои Фёдоровой Александра была приговорена к пожизненной ссылке с детьми, сестра Мария к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с отбыванием срока на кирпичном заводе в Воркуте, и она не выдержала и умерла до окончания срока. Годовалая дочь Виктория жила в ссылке на севере Казахстана вместе c тётей Александрой и её детьми Ниной и Юрой. В 1970-х годах актрисе "разрешили" дважды навестить свою дочь в США, и она собиралась уехать навсегда, забыв о кошмарах своей жизни, но в 1981 году её убили бандиты в собственной квартире.

Красавица актриса вахтанговского театра Валентина Вагрина провела в лагерях 9 лет, как "жена изменника родины".

Лидия Русланова была приговорена "особым совещанием" к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества, её отправили в «Тайшетский филиал ГУЛАГа» — Озёрлаг, но вскоре заменили лагерь на ссылку за её внутреннюю свободу. В тюрьме она отказывалась петь насильно и отвечала: «Соловей не поёт в клетке», за что несколько раз попадала в карцер, из-за чего у неё было несколько воспалений лёгких.
В это время муж Лидии, генерал Владимир Крюков был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет, с поражением прав на 5 лет, конфискацией всего имущества и лишением медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и «30 лет Советской Армии и Флота». Одновременно с этим было возбуждено «ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР о лишении Крюкова В. В. звания Героя Советского Союза, медали „Золотая Звезда“, трёх орденов Ленина, ордена Красного Знамени, орденов Суворова 1-й и 2-й степени, ордена Кутузова 1-й степени».

***
Пока советские энциклопедии писали о "несостоявшихся" судьбах "предателей родины", балиевская "Летучая мышь" покоряла Бродвей, русская балерина Наталья Макарова собрала все лучшие контракты мира. В то время выкарчёвывали остатки традиционной культуры, заменяя её на совдеповский суррогат и раздавая липовые почести и медальки.


Tags: memory, белая_эмиграция, история, нквд, репрессии, россия, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments